ТЕРМИНЫ -театр и напольное пространство

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Термин, обозначающий пространство для зрителей, - это зрительный зал. Главный занавес, который используется, чтобы скрывать всю сцену от зрителей до начала представления, чаще всего находится сразу же за архитектурной «рамой кар­тины» - за сценическим порталом.Такой главный занавес выполняется, как АРЗ (антратно-раздвижной занавес) или подъемно-опускной занавес.Архитектурная «рама», которая отделяет сцену от зрительного зала, а также пространство в ней называ­ется часто просцениум.  Напольное покрытие сцены, на которое нередко укладывается сценический линолеум, может начинаться именно в просцениуме.

Обратная сторона портальной арки, скрытая от глаз зрителей, называется зеркалом сцены.

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ

Нередко зеркало сцены бывает не­прямоугольной формы: верхняя горизонтальная часть может быть плавно закруглена и может пере­ходить в вертикальные колонны, создавая тем самым портальную арку. Эта плоскость часто используется как архитектурная контрольная плоскость. Если пространство зеркала сцены условно разделить вертикальной линией на две половины, линия деления образует на поверх­ности сцены точку. Проведя через эту точку пря­мую, перпендикулярную зеркалу сцены, мы получим центральную линию, которая также слу­жит архитектурным ориентиром. Точка на сцене, в которой пересекаются центральная линия и зеркало сцены, называется нулевой точкой проекции, или точкой ноль-ноль.

Для получения информации о каждой части те­атрального пространства обычно пользуются двумя типами чертежей. Первый из них представляет собой вид сверху, когда все объекты, независимо от их высоты, отображаются на одной плоскости. Этот тип чертежа называется планом. Поперечный раз­рез сцены, называемый сечением, или разрезом, -это такое изображение части пространства, как будто вы разрезали его на две части (обычно это де­лают по центральной линии). Можно сравнить с тортом: убрав одну из половин, увидишь его слои.


АВАНСЦЕНА

Пространство между зеркалом сцены и ее ниж­ним краем называют авансценой. В некоторых те­атрах между краем сцены и аудиторией имеется некоторое углубленное пространство. Эта архитек­турная «траншея» для музыкантов имеет хорошую акустику для естественного усиления звука ин­струментов и называется оркестровой ямой.

Про­странство сцены, не занятое декорациями и доступное для нахождения на нём исполнителей, принято называть игровым пространством, или сценической площадкой. Остальная часть сцены, как правило, скрытая от зрителей, называется за­кулисным пространством.

НАПРАВЛЕНИЯ НА СЦЕНЕ

Направления на сцене служат основной систе­мой ориентации. Названия направлений, как счи­тается, появились тогда, когда сцены повсюду строились с некоторым уклоном в сторону ауди­тории. Современные ориентиры на сцене лучше всего описывать с позиции человека, стоящего на нулевой точке сцены лицом к аудитории. Любое движение по направлению к аудитории называ­ется термином вниз по сцене, а по направлению от аудитории - вверх по сцене. Выражения на­право по сцене и налево по сцене тоже называют направления движения и так же определяются по стоящему лицом к аудитории человеку. Движение по направлению к центральной линии считается движением на сцену, по направлению от нее -движением со сцены. Верхняя и нижняя линии освещения - это воображаемые границы, на ко­торых принято заканчивать освещение исполни­телей на сцене. Верхняя граница освещения служит для того, чтобы лишний свет не попадал на расположенные сзади декорации, в то время как на расположение нижней границы освещения может влиять сразу несколько факторов. Нижняя граница может находиться там, где заканчивается, к примеру, освещаемое пространство сцены, или на краю игровой площадки, или чтобы предот­вратить нежелательное попадание света на архи­тектурные элементы здания. Точку, которая делит центральную линию пополам и находится на рав­ном расстоянии от верхней и нижней границ осве­щения, часто называют центр-центр. Для человека, стоящего на этой точке, движение прямо по направлению к аудитории называется движением вниз по центру. Движение в стороны от этой точки называется движением со сцены вправо или влево. Движение в прямо противопо­ложную от аудитории сторону называют движе­нием вверх по центру. Для обозначения диагональных перемещений используются ком­бинации этих терминов: например, вверх влево по сцене или вниз вправо по сцене.

Другие термины, использующиеся в общей си­стеме ориентирования на сцене, строятся относи­тельно центральной линии. Все объекты, находящиеся на противоположной стороне от цен­тральной линии, называются дальними объектами, или находящимися на дальней части сцены. Объекты на дальней части сцены могут также на­зываться объектами на противоположной части сцены. Эта система ориентации действует до тех пор, пока человек не переместится на правую по­ловину сцены. В этом случае все объекты изменяют свои обозначения на противоположные: то есть те, которые ранее мы называли ближними, становятся дальними, и наоборот. Противоположный объект всегда обозначает объект, находящийся на проти­воположной относительно центральной линии сто­роне.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Объекты, помещённые на сцене, обычно назы­вают «декорациями» и делят их на две категории. Задники, занавес, бархатные кулисы попадают в ка­тегорию «мягких декораций», тогда как построен­ные плоские поверхности, стены и другие сооружённые и цельные объекты входят в катего­рию «жёстких декораций».

В большинстве театров, имеющих просцени-умную конфигурацию, в пространстве над сценой находятся элементы несущих конструкций для на­вески декораций и осветительного оборудования. Большинство современных систем навески осно­вано на принципе противовеса: это означает, что общая масса декораций, подвешенных в воздухе, уравновешивается противовесом той же массы, расположенным в отдаленном от сцены месте. Так как большинство осветительных приборов за­частую подвешены над сценой именно по этому принципу, было бы неплохо знать основные эле­менты системы и понимать её механические со­отношения.

Декорации, как правило, крепятся к штанкетам, которые обычно состоят из полых стальных труб. Штанкеты подвешиваются на несу­щих тросах. Каждый из несущих тросов отдельно ведёт к колосникам (обычно это горизонтальная стальная конструкция, служащая опорой для си­стем подвеса и всего остального, что висит в воз­духе). Когда каждый несущий трос достигает колосников, он проходит через индивидуальный блок, называемый верхним блоком. Все ведущие тросы, пройдя каждый через свой верхний шкив, проходят через блок, рассчитанный на несколько тросов, называемый главным блоком, и крепятся к калкашу (оправке). Кал каш, нагруженный соо­тветствующим контргрузом, является балансом для всех декораций, подвешенных к штанкету. Трос, прикрепленный к калкашу, составляет петлю, идущую от нижней части вниз к блоку натяжения в районе уровня сцены, затем вверх через напра­вляющую к главному блоку на колосниках, а затем обратно вниз к верхней части калкаша.


Потянув за канат (или управляющий трос), можно изменять высоту калкаша, и соответ­ственно изменить высоту декораций штанкета. Так как вес противовеса и штанкета с грузом сба­лансирован, стопор троса (каната) на напра­вляющей служит всего лишь для фиксации положения штанкета. Эту систему, контролирую­щую положение одного штанкета, иногда назы­вают штанкетным подъёмом.

ОДЕЖДА СЦЕНЫ

Одежда сцены -  специально сшитые тканевые элементы различного назначения. Разделяются на три группы: АРЗ и арлекин, кабинеты, дополнительные элементы. Арлекин - длинное узкое полотнище, расположенное сверху АРЗ, обычно из аналогичного или подходящего по стилю материала. КАБИНЕТ - стандартное название комплекта одежды сцены из кулис (полотнищ со складкой или без складки, расположенных по бокам сцены и вглубь нее), между которыми вывешиваются падуги (аналог арлекина) и задников. Итак, вертикальные полотна маскировки, расположен­ные по обеим сторонам сцены, называют кули­сами, а горизонтальные полотна, подвешенные над сценой, - падугами.

Задники (фоновые, поплановые) - это большие полотна, закрывающие для зрителей зад­нюю стену сцены.Хотя зад­ник, как правило, находится на верхней границе игровой площадки, любое большое полотно, являющееся «фоном» для сцены театрального представления, принято называть задником. Не­сколько задников, подвешенных друг рядом с дру­гом в верхней части сцены, часто называют сценическим комплектом.

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЗАДНИКОВ

Одним из назначений задника является создание фона, в этом случае для нужного визуального эф­фекта полотно должно быть без складок и швов. Для достижения этой цели большинство задников, изготовленных из ткани, имеют в нижней части специальный рукав, называемый «карманом для трубы». Масса трубы, вставленной в этот рукав, обеспечивает вертикальное натяжение задника и уменьшает количество складок, которые могут уви­деть зрители. На этот же рукав могут быть подве­шены дополнительные утяжеляющие предметы. Крепежи, называемые растяжками, могут нахо­диться на вертикальных краях задника для обеспе­чения его горизонтального натяжения. Комбинация этих натягивающих элементов призвана обеспечить гладкую, единую поверхность.

Задники могут быть изготовлены из самых раз­ных материалов: например, бархата, непросветной ткани "блэк-аут", брезента, муслина, пла­стика или маскировочной сетки. Задники, не имеющие живописи, часто освещаются рассеян­ным светом. Технологии, используемые при изго­товлении задников, зачастую определяют методы их освещения. Например, задник, сшитый из горизонтальных полотен, освещают только спереди (фронтально). Если такой задник освещать «тран­спарантом» (с задней части сцены, «на просвет»), то будут видны горизонтальные швы. Самый доро­гой задник - это бесшовный задник, который можно осве­щать как спереди, так и сзади.


Рассмотрим различные типы задников - это один из способов определить три типа их возмож­ного освещения. Если (случай первый) на задник нанесена краска и даже маленькие отверстия между нитями ткани заполнены краской, свет, направляе­мый на этот задник сзади, не будет виден зрителям. Этот задник считается непрозрачным. Неокра­шенный же задник, напротив, будет пропускать через себя свет, направленный на него сзади (слу­чай второй), и этот свет будет виден зрителям. Этот задник называется полупрозрачным (этот термин используется также для обозначения бесшовного задника). Задник, изготовленный из свободно сот­канного материала, называемого гардинной сеткой или тюлем, представляет собой третий тип. Если свет падает только на объект, находящийся за зад­ником, аудитория ясно видит этот объект через пло­скость задника (он невидим). В этих условиях задник считается прозрачным. Однако фактура гардинной сетки или тюля позволяет свету изме­нять прозрачность материала. Если освещение па­дает на поверхность сетки (тюля) под некоторым углом, объект за задником «исчезает» и гардинная сетка (тюль) становится непрозрачной.

Полупрозрачные задники обычно освещаются сзади расположенными рядами светильниками. Чтобы сделать задник максимально ярким, эти ряды прожекторов располагают между самим зад­ником и вторым полотном более светлой окраски, подвешенным чуть дальше вверх по сцене и рабо­тающим как отражатель. Аудитория не может ви­деть это второе полотно, но оно собирает весь попадающий на него свет и направляет его на по­лупрозрачный задник, отсюда и его название - зад­ник-отражатель.

Театральная маскировка

Обычно в театрах стараются замаскировать эле­менты технического оснащения, используя боль­шие полотна ткани или сооружения с плоскими поверхностями. Эти декорации называют одеждой сцены. Хотя для одежды сцены применимы раз­личные типы ткани, чаще всего используется чёр­ный бархат, так как он отражает наименьшее количество света. Если маскировочная ткань не натянута на раму и может быть свернута для хране­ния, её считают «мягкой». Маскировочная ткань, натянутая на раму, или другая маскировка, сделан­ная из твёрдых материалов, считается «жёсткой». Кулисы и падуги - типичные представители театральной сценической маскировки - они предназначены в том числе и для скрытия закулисных конструкций и объектов.


Кулисы и падуги, образующие маскирующие рамы - порталы, часто подвешивают друг за дру­гом таким образом, что своей формой они повто­ряют очертания арки просцениума. Маскирующие порталы призваны скрывать пространство по краям и над игровой площадкой от глаз зрителей. Если на сцене имеются штанкеты, то кулисы одной длины, как правило, подвешиваются на одном штанкете. Чтобы скрыть от зрителей этот штанкет, падуга подвешивается на другом штанкете - перед кули­сами и ниже по сцене. Применение двух разных штанкетов позволяет изменять высоту падуги, не изменяя высоту кулис. Оба штанкета распола­гаются рядом на таком расстоянии друг от друга, чтобы это пространство можно было использовать для осветительного оборудования и других подве­шиваемых объектов.

Если декорированные кулисы являются частью сценографии, их подвешивают на другом штанкете, в промежутке между штанкетами с одеждой сцены - таким образом, чтобы падуга одежды сцены за­одно скрывала от зрителей и сам штанкет, на кото­ром развешены кулисы декораций. Если подвешивать кулисы декораций вплотную к маски­ровочным, это позволит избежать возможных за­светок и вероятности видеть «на просвет» работающие осветительные приборы. Средние зад­ники и тюлевые завесы располагают непосред­ственно за кулисами декораций вверх по сцене. Падуга закрывает штанкет, а кулисы скрывают их боковые края.

Слово «раскрытие» может иметь два значения, если речь идет о театральной маскировке. Расстоя­ние между левой и правой кулисами, подвешен­ными на одном штанкете, называется шириной раскрытия.

Театральные планы

Расстояние от верха до низа сцены между кулисами, подвешенными на разных штан-кетах по одной стороне сцены, называют «пла­нами». Название «план» используется для обозначения каждого промежутка между кулисами с порядковым номером, причем отсчёт ведётся от зеркала сцены. Например, «левый план 1» - это первый план слева, между кулисами от нижнего края сцены и так далее. Если вся игровая площадка оформлена черными кулисами, падугами и черным задником, такое оформление называют "черным кабинетом".

Сценические напольные поверхности для театрального представления

Поверхности, используемые для покрытия сцены по всей площади, должны легко укладываться и транспортироваться. Большие полотна брезента, часто окрашенные, называют половиком. Рулоны винилового напольного покрытия (сценического танцевального линолеума, например CONSOR, называемые также танцевальным полом, полом сцены, тоже могут исполь­зоваться для покрытия сцены. Большие цельные платформы, называемые сценическими выстил­ками, могут применяться для покрытия всей по­верхности сцены (сценические выстилки часто используются для того, чтобы скрыть различные механические элементы сцены, например, меха­низмы вращения сцены или другие движущиеся де­корации). Сцена может быть и без покрытий, просто покрашена.

МЕСТА УСТАНОВКИ И НАПРАВКА

Художник по свету должен знать термины, опреде­ляющие те места в театре, которые отведены для осветительных приборов, освещающих исполните­лей и элементы постановки. Эти места опреде­ляются общим термином место установки. Осветительный прибор не только направляется в ходе представления на определённую точку - он на­страивается, ему придают форму. Процесс на­стройки и придания лучу формы называют фокусировкой (или направкой) прибора, а к фо­кусировке, в свою очередь, относится отдельная группа терминов.

МЕХАНИКА СЦЕНЫ. Названия и терминология

Чтобы не было путаницы, каждому месту уста­новки осветительного прибора дано своё название. Оно связано с архитектурной планировкой поме­щения, типом крепления осветительного прибора и его положением относительно нулевой точки. Номер позиции осветительного прибора в любом месте установки отсчитывается от зеркала сцены. Название места крепления осветительных при­боров над зрительным залом по линии, параллель­ной зеркалу сцены, определяется, как правило, архитектурными особенностями здания театра: на­пример, потолок, мост, выносной софит, или  щель. Места навески по сторонам зрительного зала, фронтального диагонального освещения сцены, часто называют по их соседству с ложами в зрительном зале осветительными ложами. Места установки для освещения сцены с наименьшим углом часто находятся на ближайшем к сцене бал­коне. Это место называют барьером

За зеркалом сцены, под перекрытием сцены (ко­лосниками), находятся софиты, фермы, или же - в больших театрах - подъёмно-опускные мосты. Ближайшая к зеркалу сцены ферма считается пер­вой, следующая за ней - второй и так далее. Таким же образом нумеруются фермы (или софиты), рас­положенные перед зеркалом сцены над аудиторией." ближайшая к зеркалу сцены ферма считается пер­вой, следующая - второй и так далее.

Наименования мест установки осветительных приборов по обеим сторонам сцены определяются постоянством их установки, их внешним видом и функциями. Места, к которым имеется постоянный доступ по мосткам по сторонам сцены, называются галереями. Подвешенные снизу к галереям кон­струкции называются лестницами или башнями, так как эти конструкции зачастую и похожи на них. Постоянные, вертикально встроенные, или уста­новленные у просцениума фермы для крепления приборов называют просцениумными щелями или просцениумными башнями. Временные кон­струкции, установленные на сцене и обеспечиваю­щие места для вертикального крепления приборов, называют стойками, перекатными башнями. Осветительные приборы, закреплённые на декора­циях, называют встроенными. Место для монтажа приборов в авансцене, представляющее собой уг­лубление в поверхности сцены, называют рампой. Рампа, проходящая параллельно нижнему краю авансцены, называется нижней рампой, а такое же углубление вверху сцены, где устанавливаются приборы для освещения задников, часто называется горизонтом или верхней рампой.

Если места установки не пересекаются с цен­тральной линией, в их названии отражается их по­ложение относительно центральной линии. Лестницы, балконы (ложи) и подобные позиции подразделяются на левые от сцены и правые от сцены. Точки крепления нумеруются в зависимо­сти от их близости к зеркалу сцены, например: бли­жайшая к зеркалу сцены левая от сцены ложа будет называться Левая Ложа 1. Каждая ложа получает порядковый номер по степени удалённости от зер­кала сцены.


СИСТЕМА НУМЕРАЦИИ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ

Система нумерации применяется и для обозначения положениякаждого прибора на месте уста­новки. Каждый прибор есть свой собственный номер, представляющий собой целое число, - это способствует его идентификации и поиску. Первый прибор в любом месте установки помечается как Прибор № 1, второй - как Прибор № 2 и далее до конца, далее приборы нумеруются целыми числами до конца места установки. Нумерацию световых приборов принято осуществлять с позиции чело­века, стоящего на сцене лицом к зрительному залу: слева направо. Если приборы расположены верти­кально, то нумерация элементов зависит от высоты положения осветительного прибора и расстояния до зеркала сцены. Обычно приборы нумеруют сверху вниз. Если несколько приборов оказываются на одном уровне, то нумерация начинается с того прибора, который находится ближе к нижнему краю сцены. Парные приборы в осветительных ложах нумеруются от центральной линии и далее по направлению от нее.

На световой планировке могут быть указаны до­полнительные приборы, которые либо подключены к системе управления постановочным освещением (регулятору), либо нет. Каждое отдельное устрой­ство, которому необходимо сетевое напряжение или управляющий сигнал, получает свой отличитель­ный номер. Если это электронное устройство явля­ется дополнением другого прибора, например, является устройством, изменяющим форму луча прибора, то оно не получает отличительного но­мера. Наименование такого устройства состоит из порядкового номера главного прибора и буквы ал­фавита. Например, прибор 22 имеет автоматиче­ский сменитель фильтров (скроллер). Этот скроллер будет обозначаться как Элемент 22А. Буквы алфавита используются также для приборов, добавленных после того, как всем уже были при­своены номера. Например, если между элементами 7 и 8 был установлен еще один прибор, его номе­ром станет 7А. Таким образом, буквы применяются в двух различных случаях: для наименования элек­тронных устройств и для не учтённых ранее при­боров. Чтобы избежать путаницы, нумерацию приборов в схеме системы постановочного осве­щения обычно осуществляют в последнюю очередь - тогда каждый из приборов получит номер, выра­женный целым числом и без буквы.

Терминология направки (фокусировки) и терминология функций


Для работы, при описании характеристик световых лучей используют группу терминов. Еще одна группа терминов используется для описания фун­кции каждого прибора в световой партитуре.

Практически каждый осветительный прибор создаёт луч (конус) света, имеющий несколько ха­рактеристик, которые принимаются во внимание при разработке световой партитуры и фокусировке прибора. На рисунке 1.2 показан луч, направлен­ный на художника по свету (вид сбоку). Общий раз­мер светового луча называется углом раскрытия луча и измеряется, как правило, в градусах. Угол раскрытия луча некоторых осветительных прибо­ров имеет три различные области. Угол раскрытия называют ещё углом видимости - это внешний конус света, где интенсивность составляет не менее 10% от интенсивности света в центре. Примерно половину луча составляет угол эффективного луча - как принято называть внутренний конус света, где интенсивность составляет 50% от его центральной интенсивности. Центральная часть луча, самая яркая его область, обычно называется горячей точкой. Горячая точка - это часть луча света, как правило, нацеленная на определенное место.

Место на сцене, где находится художник по свету, играющий роль цели (Рис. 1.2), называют точкой направки (фокусировки). Этот термин также используется для обозначения более кон­кретной точки - места, где находится голова ху­дожника. В общем же точка направки (фокусировки) определяется как конкретное место на поверхности сцены, декорациях или в простран­стве, куда направляется луч осветительного при­бора. Чем дальше простирается луч света, тем больше становится освещаемая им площадь и тем меньше становится её интенсивность. Фактическое расстояние до проекции - это измеренное рас­стояние от прибора до точки направки (фокуси­ровки). С помощью этой величины рассчитывается диаметр луча и интенсивность освещения. Если от­дельно взятый прибор направляется либо на опре­деленный предмет (место), либо для определенной цели, то его называют специальным.

Несколько приборов с одинаковым светофиль­тром могут направляться на несколько участков сцены. Когда они включаются и работают одновре­менно, их называют системой. Система состоит минимум из двух приборов, которые фокусируются под одинаковым углом на различные или соседние участки сцены. Если несколько приборов с лучами одного цвета фокусируются так, что их лучи пере­крываются и создают освещение высокой насы­щенности и интенсивности на участке сцены или на всей сцене, их называют заливкой. Эти два тер­мина часто используются как взаимозаменяемые, однако если система представляет собой несколько приборов, сфокусированных на разных участках сцены, то заливка подразумевает равномерное осве­щение несколькими приборами одного цвета. Си­стемы и заливки часто являются основными инструментами, используемыми в создании осве­щения сцены. Обычно их устанавливают и фокуси­руют таким образом, чтобы они создавали несколько зон света по ширине сцены.

Отдельная полоса света, которая создаётся при­борами, направленными на точки, находящиеся на равном расстоянии от зеркала сцены, называется зоной или планом. Частично перекрывающиеся зоны используются для того, чтобы равномерно освещать сцену, позволяя лицу исполнителя оста­ваться освещенным гораздо ярче, чем лучом одного прибора, независимо от его передвижения вверх и вниз по сцене.

Типы и характер освещения

Системы обычно идентифицируют с позиции человека, находящегося на сцене лицом к зри­тельному залу, по углу относительно центральнойлинии, по месту их установки или относительно высоты их положения над головой человека. Свет, падающий на человека перпендикулярно спереди, называют фронтальным освещением. Если при­боры установлены так, что их направленные лучи проходят параллельно центральной линии, то такую систему называют фронтальной фрон­тальной. Свет, падающий на человека спереди под углом примерно 45° к центральной линии, на­зывают диагональным фронтальным. Если фронтальное заливающее освещение осущест­вляется приборами, установленными в освети­тельных ложах, его могут называть заливкой из лож. Свет, падающий на человека под углом при­мерно 90° с одной или другой стороны от цен­тральной линии, называют боковым освещением. Если источник света находится на фермах над сценой, его могут называть верхним боковым освещением, а если приборы бокового освещения находятся низко над сценой, то такое освещение называют нижним боковым освеще­нием или прострельным. Свет приборов, подве­шенных на софитах или фермах, падающий вертикально на голову человека, называют верх­ним вертикальным, а свет, падающий на чело­века сзади, - контровым освещением. Заднее освещение, лучи которого идут параллельно цен­тральной линии, называют прямым контровым освещением. Если лучи падают на человека сзади под углом примерно 45° к центральной линии, такое освещение называют диагональным кон­тровым освещением.

Успешное создание этих систем напрямую зави­сит от понимания различных концепций и компо­нентов театрального освещения. Это понимание начинается с изучения свойств и способов управ­ления электрическими явлениями, то есть той фор­мой энергии, которая лежит в основе театрального освещения.  Версия для печати
     
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS